В моей голове уже непередаваемо долго вертится мысль. В сущности, ее давно придумали за меня, но, в свете многократно повторяющихся диалогов на этот лейтмотив, она стала мне практически родной. Это идея о субъективности человеческих переживаний. Сколько раз лично сталкивался с живыми иллюстрациями.
Говорит человек, например: "Темноты боюсь". Или собак. Или шею себе сломать. Вроде не на что этим фактом не претендует. Но тут подходит разудалый друг и, с высоты собственного опыта, отвешивает: "Фигня война все! И темнота, и собаки, и шея твоя несчастная. Сейчас я тебе расскажу, чего я боюсь - и ты офигеешь!" И вот тут начинается церебральная содомия и особо извращенное насилие над мозгом.
Одно дело - сказать, мол, да, понимаю, сам такой (на худой конец, можно бояться вместе - это, конечно, тоже нихера не выход, но лучше, чем ничего). И совсем другое - облить человека с головы до ног его несостоятельностью и ущербностью. Я вот все надеюсь, что я чаще оказываюсь ближе ко первому варианту, чем ко второму, в тех случаях, когда у меня кончаются рациональные аргументы.

Вообще удивительно, но все больше и больше людей ставят собственные страхи и свой отрицательный опыт себе в заслугу. Мол, я пережил ТАКОЕ, что я - орел и молодец. Возьмите с полки пирожок.
У меня на этот счет возникают две мысли.
Мысль первая. Если бы ты это - простите, ЭТО - пережил и вышел бы целехоньким, ты бы в принципе не воспринимал этот опыт как травматичный - за фактическим отсутствием травм. Во всяком случае, не считал бы случившееся чем-то прям вот ТАКИМ. Есть, конечно, вариант, когда люди компенсируют собственный ужас от ситуации доводом "я борюсь с этим" - однако в этом раскладе пока вообще еще непонятно, чем борьба, в конечном итоге, закончится. Вот когда победит человек в себе весь непокой и ужас, тогда и будет молодцом. Только тогда хорохорится уже будет незачем.
И мысль номер два. Как раз-таки та, из-за которой я за этот пост сел. Разные люди боятся, переживают и мучаются из-за разных вещей. То, что до смерти напугает одного, может казаться совершенной ерундой для второго. И наоборот. Кто-то будет с воплями убегать от пикинеса в темную, уютную комнату, а кто-то будет с ужасом думать о том, как можно выйти в ночной подъезд вынести мусор без лабрадора на поводке. С опытом та же фигня. Кажется тебе, мол, все плохо, и двадцатьлетжизнивпизду нахертакжить. Потом приходит кто-то еще, у которого ровно те же переживания, но совершенно по другим поводам. И по общей сумме начинается, натурально, мужской туалет в младшей школе, где хомо сапиенсы возрастом от семи и выше меряются, у кого больше. В данном контексте - у кого больший азимут отклонения жизни от социально приемлемых норм.

Но это все теория. Больше всего меня раздражает то, что люди вокруг пытаются заставить меня чувствовать себя виноватым за то, что я вырос и живу в относительно нормальных условиях. За то, что у меня отец алкоголик, но почему-то не бил ни маму, ни нас с братом. Что моя мама пусть и кормила пятерых человек на одну зарплату главбуха, но почему-то всем хватало и на хлеб с маслом, и на куклы, и на качественную одежду и обувь. Что я - не жертва насилия (ни домашнего, не вообще), у меня не было проблем с учебой (и до сих пор нет), я не хоронил близких, не прыгал с крыши из-за неразделенной любви и не был таким уж ярким аутсайдером в школе (не было в моей жизни ни бойкотов, ни драк, да и вмешаться классному руководителю пришлось всего в один конфликт). Все эти люди хотят, чтобы я чувствовал за это Вину и не смел тревожить их покой по мелочам. Потому что им пришлось "хуже".
И тогда я задаю себе вопрос. Даже несколько. Были ли, в таком случае, подлинными мои чувства, когда я <...> нужное вставить? Или я симулировал их настолько хорошо, что даже себя смог обмануть? Почему-то мне кажется, что все эти чувства действительно были со мной. Происходили. Длились. Длятся до сих пор. Ничуть не менее (но и не более, будем честны) сильные, чем у других. И что, на самом деле, нет никакой разницы, почему ты что-то чувствуешь. Главное - как.
Так должен ли я чувствовать вину за то, что посмел сравнить (даже не приравнять) свои чувства - к чужим?...
Ответа на эти вопросы я не знаю (но вину, зачастую, все равно на всякий случай чувствую).

Единственное что - мне кажется, что, если человека оскорбляет сравнение его проблем с моими проблемами, его опыта - с моим опытом, его страхов - с моими страхами, это значит, человек считает меня низшим существом, не заслуживающим снисхождения. Ниже его самого. Мелочнее. Слабее.
Вероятно, я еще не заслужил и не выстрадал права на равных общаться с сильными мира сего. Ну и пусть.

"Точно знать, что в тебя помещается, а что нет, гораздо важнее, чем иметь большие размеры себя. Потому что размеры наращиваются постепенно, как мышцы в ходе тренировок, дело житейское. Но тренировки начинаются только после того, как заканчиваются мучительные и бессмысленные попытки засунуть слона в прикроватную тумбочку"
Макс Фрай "НЯПИZДИНГ. СЭНСЭЕ"